Украинские электромобили. Неопределенное или обозримое будущее?

В Украине потихоньку развивается рынок электрических машин. 2017 год может похвастаться ростом объемов продаж в 2 раза больше 2016 — того года. Чаще всего приобретаются бывшие в эксплуатации Nissan Leaf. Наша страна не отличилась в создании бензиновых авто, но преуспеть в выпуске экомобилей шансы имеет. В 1973-м году были сделаны первые шаги в электромобилестроении Украины. Это был Запорожец Электро — ЗАЗ-968 от Запорожского машиностроительного института. Но массового выпуска этих электрических машин не произошло. Существуют весомые причины, мешающие начать выпуск электромобилей на Украине. Этот процесс требует значительных инвестиций. Даже у Китая себестоимость экокаров еще высока. Поэтому правительства разных стран частично финансируют развитие производства электромобилей. Например, в Китае стимулируют спрос у покупателя возмещением 60 процентов от стоимости. Консалтинговая компания BNEF прогнозирует, что уровень стоимости зеленых авто будет превышать стоимость бензиновых на протяжении еще не менее десяти лет. На данный момент, самая дорогая часть экомобиля — это аккумуляторная батарея, которая занимает 30-35 процентов от стоимости автомобиля. И только после 2030 года цена на электромобили будет неуклонно падать вниз. В Украине тоже необходима господдержка, которая поможет наладить создание электрокаров. Но действующее законодательство дает фору стране-импортеру, а не украинскому производителю. Импорт электромобилей освобожден от 20% НДС, а налоговый кодекс уменьшает ставку отечественному электрокару лишь на 1,5%-2%. Следующая причина, тормозящая процесс — это бедность населения. Количество евроблях на дороге говорит о том, что электромобиль украинцам не по карману. Но главной сложностью является отсутствие современных технологий производства АКБ. Иностранные инвесторы тоже не спешат в Украину. Украинские потребители не осилят рентабельные для завода объемы, которые составляют пару сотен тысяч электрических машин. Экспорт же практически невозможен, в том числе из-за условий ассоциации с ЕС. Потенциал все же присутствует. Это хоть и малый, но потребительский спрос, остатки от машиностроительных заводов и литиевые руды. В 2015 году украинские инженеры-конструкторы пытались собрать 200 тысяч гривен на разработку электрической версии Lanosa. Но удалось собрать лишь 17 351 гривну, поэтому выпуск не состоялся. С тех пор в остальном мире производство электрокаров существенно развилось. Видимо, Украине стоит сосредоточиться на выпуске комплектующих для электромобилей. Спрос на них растет с каждым годом, так как владельцу зеленого автомобиля обслуживание и ремонт могут предложить лишь в нескольких местах в Киеве, в других городах и того меньше. А со временем, возможно, удастся перейти на создание экомобилей. Компания Еврокар, собирающая автомобили концерна Skoda, верит в возможность выпуска и экспорта экомобилей и запасных частей в ЕС. Есть два пути развития. Подготавливается законодательство и инфраструктура. Затем либо сотрудничество с иностранными брендами, которые поспособствуют старту производства машин и батарей. Или взаимодействие с Китаем, став площадкой для выпуска зеленых автомобилей, с последующим экспортом на Запад. Министерство инфраструктуры разработало законопроект, который поможет изменить ситуацию. Им запланировано к 2023 году исключение НДС и акциза на привозимые станции заряда и электромобили. Затем к 2028 году освободить от налога комплектующие к электромобилям. Наконец, в 2033 году ввести нулевую ставку НДС на электрокары производства Украины. Надеемся на скорое принятие закона, а также на рост платежеспособности украинцев. И тогда массовое производство элекромобилей будет не далекой перспективой, а успешной реальностью.
Наверх